Т-60 (завод 264) (1941) (М1:35)
Т-60 – это легкий советский танк времен Второй мировой войны. Его разработали в августе 1941 года под руководством Н. А. Астрова и В. П. Окунева, главного разработчика всех легких танков того времени.
Первый серийный Т-60 был выпущен на московском заводе №37 15 сентября 1941 года. Из-за эвакуации завода производство танков на нем было остановлено 26 октября, и танк стали производить на других заводах. Когда в 1942 году появился более совершенный Т-70, производство Т-60 все равно продолжалось. Всего с 1941 года было выпущено 5920 машин.
Впервые Т-60 массово применялся в битве за Москву – он был почти во всех танковых батальонах и танковых бригадах. Весной 1942 Т-60 прибыли на Ленинградский фронт, причем они доставлялись в осажденный город на угольных баржах, что было очень хорошей маскировкой – немецкие войска не охотились за примелькавшимся топливом. Перемещение танков так и не было обнаружено немецкими войсками.
Т-60 воевали и на южном фронте, в основном в 1942 году в Крыму, участвовали в обороне Сталинграда и Харьковской операции.
Количество Т-60 значительно сократилось к ноябрю 1942 года, так как он был очень легкой добычей для танков и считался танком-смертником. Танкисты вообще не любили эти танки, окрестив их БМ-2 – братской могилой на двоих. А вот вражеские солдаты называли Т-60 «неистребимой саранчой».
Последняя крупная операция, в которой участвовал Т-60 – это снятие блокады Ленинграда в 1944 году.
Модификации Т-60
Официально у Т-60 не было модификаций, но существовало три варианта этой машины, которые отличались по ТТХ из-за варьирующейся массы танка:
- Ранний Т-60 с 25-мм катаной цементированной лобовой броней, с ленивцем, не идентичным опорным каткам;
- Основной серийный Т-60 с 35-мм катаной гомогенной лобовой броней высокой твердости, опорные катки и ленивец унифицированы;
- Экранированный Т-60 массой до 6,5 тонн.
Тактико-технические характеристики Т-60
Общая информация
Боевая масса 5,8 – 6,4 т;
Экипаж 2 человека;
Количество выпущенных 5920 штук.
Размеры
Длина корпуса 4100 мм;
Ширина корпуса 2392 мм;
Высота 1750 мм;
Клиренс 300 мм.
Бронирование
Тип брони гомогенная катаная высокой твёрдости;
Лоб корпуса (верх) 15/70° и 35/16° мм/град;
Лоб корпуса (середина) 35/28° мм/град;
Лоб корпуса (низ) 30/76° мм/град;
Борт корпуса 15/0° мм/град;
Корма корпуса (верх) 10/76° мм/град;
Корма корпуса (низ) 25/14° мм/град;
Днище 10 мм;
Крыша корпуса 13 мм;
Маска орудия 20 мм;
Борт башни 25-35/25° мм/град;
Крыша башни 10 мм.
Вооружение
Калибр и марка пушки 20-мм ТНШ;
Длина ствола 82,4 калибра;
Боекомплект пушки 750;
Углы ВН: -7…+25°;
Углы ГН 360°;
Прицел ТМФП-1, механический;
Пулемет 7,62-мм ДТ.
Подвижность
Тип двигателя ГАЗ-202 бензиновый с жидкостным охлаждением;
Мощность двигателя 70 л.с.;
Скорость по шоссе 42 км/ч;
Скорость по пересечённой местности 20-25 км/ч;
Запас хода по шоссе 410-450 км;
Удельная мощность 10,7-12,0 л.с.;
Тип подвески торсионная индивидуальная;
Удельное давление на грунт 0,53-0,63 кг/см2;
Преодолеваемый подъём 34°;
Преодолеваемая стенка 0,6 м;
Преодолеваемый ров 1,7 м;
Преодолеваемый брод 0,9 м.
Модель фирмы "MiniArt". Собиралось из коробки, только заменены петли на рабочие (открываются люки).
Окрашено красками "Акан" и "Тамия". Применены пигменты и маслянные точки. Покрыто матовым лаком "Тамия".