Т-34/76 СТЗ (1941) (М1:35)
Так что же считать «сталинградской тридцатьчетверкой»? Машины с шипованным корпусом, на катках с внутренней амортизацией и с башней со срезанными скулами? Такой канонический портрет и представляет себе всякий знакомый с бронетехникой, когда речь заходит о продукции Сталинградского тракторного завода. Но это - легенда! Легенда красивая, понятная и... далекая от истины. Боевые машины с индексом Т-34, выходившие из ворот Сталинградского тракторного завода в разное время отличались как от аналогичных танков производимых другими заводами, так и друг от друга.
Так, корпуса танков на СТЗ поставлялись с завода № 183, причем как из Харькова в начале, так и из Нижнего Тагила позже, с завода № 264, с завода № 112. С башнями дело обстояло еще сложнее - их СТЗ получал с вышеперечисленных предприятий, а также из Мариуполя, Коломны, Ворошиловграда, завода № 178. Например, в начале 1942 г. с заводов №№ 183, 112, 178 поступило 155 литых башен. Комплекты корпусов и башен Т-34 с апреля 1942 г. на СТЗ поставлял также УЗТМ. С середины июля 1942 г. завод № 264 начал отливать башни на собственных площадях, хотя и не в столь значительных количествах.
Все эти узлы в деталях сильно разнились, особенно башни. Само собой на сборочные линии все это шло вперемешку и какой то системы, скорее всего не было. Кроме того, в конце августа 1942 г. во исполнение увеличенного задания ГКО использовалось некоторое количество корпусов, двигателей и башен подбитых танков из резервного фонда военного ведомства. По некоторым данным группы заводских рабочих выезжали в прифронтовые зоны на предмет поиска пригодных для использования деталей, узлов и гусениц поврежденных и сгоревших танков. Можно представить, какой получался собирательный образ, при этом даже фото реальных боевых машин могут ввести в заблуждение. Танк мог пройти не один полевой и заводской ремонт и представлять собой комбинацию узлов и деталей разных заводов. На одной машине зачастую присутствовали признаки и уральских и сормовских и сталинградских машин.
Тем не менее, попробуем разобраться. К началу 1941 г. СТЗ произвел 23 танка. Весь дальнейший выпуск танков производился партиями по 200 шт. В каждую последующую партию вносились изменения. Зачастую, изменения вносились даже в течение одной рабочей смены. Первые танки Т-34 производства СТЗ ничем не отличались от своих собратьев родом из Харькова. Это понятно, так как собирались они по той же технической документации и из тех же узлов и деталей. Но некоторые конструктивные изменения, разработанные харьковскими специалистами, стали воплощаться в жизнь уже на СТЗ. Об этом речь пойдет далее. С 29 октября 1941 г. все новые Т-34 пошли на литых катках с внутренней амортизацией и измененной гусеницей с гладкой беговой дорожкой. Позже пошел в производство уширенный вафельный трак. С 25 ноября 1941 г. СТЗ перешел на упрощенную технологию производства корпуса и башни с шиповыми соединениями деталей. С декабря 1941 г. танк получил другой люк механика-водителя. С 25 января по 23 февраля 1942 г. выпущено 200 экранированных танков. Затем сварная башня завода № 264 слегка видоизменилась, получив подрезанные скулы.
Цена за танк постановлением СНК СССР от 12.06.1941 г. за № 1533-б3бсс была установлена: линейный танк - 319500 рублей, танк с радиостанцией - 324500 рублей с учетом тары и упаковки.
Тактико-техническая характеристика Т-34 производства СТЗ
Полная боевая масса, т 29
Экипаж, чел. 4 (с огнеметом 3) В-2
Двигатель дизель
Мощность, л.с. 500
Габаритные размеры, мм:
Длина 5920
Ширина 3000
Высота 2405
Ширина колеи 2450
Клиренс 400
Вооружение:
пушка, калибр, мм Ф-34,76,2
пулеметы, количество, шт. ДТ, 2 (при установке АТО-41 1 ДТ)
Боекомплект:
к пушке, выстр. 77
патронов к ДТ, шт. 2646 (при установке радиостанции - 2394)
огневыстрелов 11-12
ручных гранат, шт. 24(12)
Количество забронированных баков 9 емкостью 641 л
Количество незабронированных баков 4 емкостью 134 л
Скорость движения, км/ч:
1-я передача 7,17
2-я передача 15,02
3-я передача 24,34
4-я передача 47,87
передача заднего хода 6,72
Броневая защита, мм/град:
корпус 45/60
лобовая часть щитка водителя 72/60
борт вертикальный 45/0
борт наклонный 40/40
крыша под башней 20
крыша МТО 16
дно подкрылков 16
переднее днище 16
задний пол 16
корма 40/47 и 45
крыша башни 15
дно ниши башни 20
Радиостанция 71-ТК-З или 9Р
Набор фирмы "Звезда". Пришлось много поработать напильником. Не всё смог (или стал) переделывать, но основные особенности "сталинградки", бросающиеся в глаза, постарался переделать. Гусеницы сборные.
Красил красками Акан, Тамия, смывка Тамия, Мастер пигмент: пыль, ржавчина.