М-72 военный (М1:35)
М-72 - советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.
Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.
В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ). По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) - коробки передач, ГАЗ - карданный вал и боковую коляску. Московский велосипедный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде завод «Красный Октябрь» также взялся за производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М - 72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции.
Технические характеристики:
Масса (одиночки/с коляской) 225/350 кг
Длина 2130/2380 мм
Ширина 815/1590 мм
Высота 960/1000 мм
База 1430 мм
Клиренс 135 мм
Высота сиденья 790 мм
Мощность двигателя 22 л.с. при 4600 об/мин
Рабочий объем 746 см3
Число тактов 4
число цилиндров 2
Диаметр цилиндра 78 мм
Степень сжатия 5.5
Ход поршня 78 мм
Тип свечей А 11
Карбюратор К-37
Зажигание батарея 3 МТ-14
Напряжение 6 В
Реле-регулятор РР-1/РР-31
Генератор, мощность Г-11, 45 Вт
Трансмиссия карданный вал
Коробка передач 4-х скоростная
Передаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3
Шины 3,75x19
Давление в шинах 1,5/2,5 атм (передняя/задняя)
Запас топлива 22 л
Расход топлива 7 л/100 км
Максимальная скорость 110/95 км/ч
Модель фирмы "Звезда". Собиралось все из коробки. Добавлены только тросики. Красилось красками "Акан, матовый лак "Тамия", пыление, сухая кисть.