Ла-5ФН (М1:48)
Серийный фронтовой истребитель, модификация истребителя Ла-5ФН (1943-44 гг.)
Это была самая совершенная модификация Ла-5. При создании самолета конструкторы реализовали все мероприятия по улучшению аэродинамики, рекомендованные ЦАГИ на основании обширных исследований в аэродинамических трубах; уменьшили массу конструкции и поставили новый более мощный мотор М-82ФН (с 1944 г. - АШ-82ФН, т.к. моторы стали обозначаться инициалами конструкторов).
Мотор М-82ФН имел систему непосредственного впрыска топлива в цилиндры, что намного увеличило его надежность, т.к. отпала необходимость в регулировке многочисленных карбюраторов. Вскоре после начала выпуска была проведена модернизация органов управления самолетом. В результате Ла-5ФН стал одним из самых легкоуправляемых истребителей, отлично держался в глубоком вираже и обладал не только высокой скоростью и скороподъемностью, но и прекрасными маневренными качествами.
Вооружение истребителя было аналогично вооружению Ла-5, Ла-5Ф. Опытный образец Ла-5ФН "дублер" прошел испытания в марте 1943г. Ла-5ФН войсковые испытания прошел в июле-августе 1943 г. на Брянском фронте и Курской дуге.
Массово начали использовать Ла-5ФН на Курской дуге. Здесь столкнулись в воздухе две новинки, приготовленные противниками к летним боям 1943 г. - Ла-5ФН и Фокке-Вульф FW-190A. Бои показали, что в качестве истребителя "фоккер" уступает "Лавочкину". В ходе Курской битвы произошел ставший легендарным воздушный бой старшего лейтенанта А.К. Горовца, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза. Зам. командира эскадрильи 88 гвардейского авиаполка А.К. Горовец сбил 9 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 (подобный случай был единственным в истории Великой Отечественной войны), но в тот же день, возвращаясь на аэродром, погиб в бою с четырьмя истребителями противника.
Знаменитый летчик А. Маресьев, вернувшись в строй после ампутации ног, воевал на Ла-5ФН и в боях на Курской дуге и в Прибалтике сбил 7 самолетов противника.
В 1943 г. Ла-5ФН стал сильнейшим истребителем на советско-германском фронте. В результате "знакомства" с новой машиной Лавочкина, немецким летчикам предписывалось "ни в коем случае не терять скорость и избегать длительного воздушного боя".
Серийный выпуск Ла-5ФН производился почти целиком заводом №21 до конца 1944г. Всего было построено (на заводах № 21, № 31, № 99, №381) 10002 экземпляра самолетов Ла-5 всех модификаций.
Летно-технические характеристики:
Модификация Ла-5ФН
Размах крыла, м 9.80
Длина, м 8.67
Высота, м 2.54
Площадь крыла, м2 17.50
Масса, кг
- пустого самолета 2706
- нормальная взлетная 3168
Тип двигателя 1 ПД Швецов AШ-82ФН
Мощность, л.с.
- номинальная 1 х 1460
- взлетная 1 х 1850
Максимальная скорость , км/ч
- у земли 593
- на высоте 648
Практическая дальность, км 1000
Максимальная скороподъемность, м/мин 1064
Практический потолок, м 11200
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 20-мм пушки ШВАК, 2х 100-кг бомбы ФАБ-100