Газ-67б (М1:35)
ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б - советские военные полноприводные легковые автомобили с упрощённым открытым кузовом, имевшем вырезы вместо дверей. Представляли собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ-64. Как и она созданы под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва на базе агрегатов ГАЗ-М1. На завершающей стадии Великой Отечественной войны и позже Корейской войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллеристский тягач.
В Красной армии эти машины назывались «козёл», «козлик», «пигмей», «блоха-воин», ХБВ (хочу быть «Виллисом») и «Иван-Виллис». В Польше существовали названия «газик» или «Чапаев». Объёмы производства ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б в годы войны были сравнительно невелики - 4851 ед., что составляло менее 1/10 от поставок в СССР ленд-лизовских Willys MB и Ford GPW, так как основное внимание уделялось производству бронеавтомобиля БА-64Б, с которым джипы были унифицированы по шасси.
Первая модель полноприводного автомобиля ГАЗ-61 с кузовом и рамой от ГАЗ-11-73, шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11 хотя и обладала выдающимися характеристиками проходимости, была признана слишком сложной и дорогой для массового использования на вооружении Красной армии. Она годилась только в качестве мелкосерийного «генеральского» автомобиля. Положение не спасала даже разработка практичного пикапа ГАЗ-61-417 с платформой от ГАЗ-М415 и открытой кабиной.
В 1940 году, подводя итоги зимней советско-финской войны, Автобронетанковое управление РККА признало необходимым создание отечественной модели малогабаритного командирского и разведывательного автомобиля со всеми ведущими колесами и примитивным открытым кузовом.
Согласно техническому заданию, колею мостов будущего джипа Грачеву пришлось уменьшить с 1440 (как у ГАЗ-61) до 1250 мм - данный параметр руководители Министерства тяжелого машиностроения и командующие РККА «не глядя» позаимствовали у американских автомобилей-аналогов. Основные узлы ради упрощения производства, удалось взять от серийных машин: Двигатель и 4-ступенчатую коробку передач от ГАЗ-ММ, редуктор и ступицы заднего моста от ГАЗ-М1, «начинку» переднего моста от ГАЗ-61. Понадобились только новая передняя подвеска без выступающих концов рессор, чулки мостов под уширенную колею и простая раздаточная коробка без понижающих передач. Правда, из-за тесной компоновки моторного отсека, пришлось модернизировать двигатель - он получил водяной насос от ГАЗ-11 и новую систему питания. На внедорожнике применили карбюратор не с восходящим, как у довоенных, а с падающим, как у послевоенных машин потоком рабочей смеси. Примитивный кузов сложности в изготовлении не представлял. Автомобиль ГАЗ-64 весной 1941-го, еще до начала войны, прошел сравнительные испытания с машиной Андронова НАТИ-АР и был принят к производству, но начать его выпуск ГАЗ сумел только в августе 1941-го, уже во время войны.
Когда эти машины попали на поле боя, выяснилось, что руководство допустило ошибку с узкой колеей. У созданного на «газовских» агрегатах автомобиля центр тяжести оказался выше, чем у американского Bantam или Willys. Поэтому в экстремальной ситуации ГАЗ-64 проявил склонность к опрокидыванию. К тому же он не мог идти по одной колее с «полуторками» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Проблема устойчивости стала особенно актуальной для созданного на базе джипа бронеавтомобиля БА-64 с высоким и тяжелым кузовом. В результате, конструкторы ГАЗа предложили вернуться к исходной конструкции мостов ГАЗ-61 с колеей 1440 мм, и получили одобрение со стороны начальников. Броневик БА-64 получил широкую колею уже в 1942 году.
Проектирование нового варианта джипа с индексом ГАЗ-67 начинал В.А. Грачев, а завершал Г.М. Вассерман. Широкая колея позволила взять задний мост прямо с ГАЗ-М1. К кузову ГАЗ-64 приделали выступающие задние и новые передние крылья. Была усилена рама. Прототипы ГАЗ-67 появились весной 1943-го, но освоение его выпуска приостановили бомбардировки территории ГАЗа летчиками Люфтваффе. Поставить на конвейер ГАЗ-67 удалось в сентябре 1943-го, благодаря огромным усилиям работников завода по восстановлению разрушенной инфраструктуры, и отчасти потому, что проводить ремонтные работы пришлось не зимой, а летом.
Оказалось, что новый горьковский джип заметно превосходит «ленд-лизовский» Willys по тяговым характеристикам двигателя и трансмиссии, поэтому легко справляется с буксировкой артиллерийских орудий. Двигатель ГАЗ работал на доступном низкооктановом бензине, а летом даже на керосине. Устойчивость и способность ездить по колее грузовика были тоже преимуществами ГАЗ-67. Однако до конца войны выпуск таких машин оставался не слишком массовым. Нужды фронта в подобных машинах удовлетворяли поставки Willys. Основная масса изготовленных на ГАЗе агрегатов полного привода шла на броневики БА-64, в тот момент более нужные армии.
После войны производство ГАЗ-67Б было сохранено и даже расширено, причем не только как армейского автомобиля и для систем МВД, но и в качестве легкового вездехода для работы в народном хозяйстве, ранее таких машин не имевшего. Много их было направлено в сельское хозяйство и скоро "газик" стал любимым и желанным для председателей колхозов, агрономов и механиков МТС. Он разошелся по всей стране, по военной линии попал и за границу, даже в Австралию, не говоря уже о Восточной Европе, Китае, Северной Корее. Производство его заметно росло каждый последующий год (до 1950 г.). Красились "67-е" в темно-зеленый матовый цвет "4БГ-авто". Весной 1950 года облегченный ГАЗ-67Б успешно поднялся на Эльбрус к "Приюту одиннадцати". При организации летом того же года дрейфующей полярной станции СП-2 туда на самолете был заброшен и ГАЗ-67Б, эффективно и долго работавший на льдине в качестве транспортной машины и тягача.
Технические характеристики:
Годы пр-ва: 1943-1953
Тип(ы) кузова: фаэтон (открытый, универсального назначения)
Компоновка: Подключаемый полный привод
Колёсная формула: 4x4
Двигатель: ГАЗ-64-6004
Трансмиссия: механическая 4-ступ.
Длина: 3350 мм
Ширина: 1690 мм
Высота: 1700 мм
Клиренс: 227 мм (с шинами 6,50-16)
Колёсная база: 2100 мм
Колея задняя: 1446 мм
Колея передняя: 1446 мм
Масса: 1320 кг
Макс. скорость: 90 км/ч
Грузоподъёмность: 450 кг или 4 человека и груз 100 кг
Возможна буксировка артиллерийских систем или прицепа весом до 1200кг
Расход топлива: 15л\100км
Модель от фирмы "Восточный экспресс". Данный набор пилил не много. Много переделано и сделано с нуля. Переделана задняя подвеска (балка перенесена снизу рессор); добавлены элементы задней и передней подвески; добавлены элементы двигателя (снизу); добавлены тормозные тросики; добавлены рычаги педалей снаружи; исправлен глушитель; переделаны сидушки; все поручни заменены проволочными; добавлены скобы держателей брезентовой двери; доработана рамка стекла; сымитированы ящики на крыльях; добавлены ручки и держатели капота; переделан держатель запаски; переделана задняя фара; подточены передние фары; добавлен бак; добавлены педали. Краски "Звезда", лак "Тамия" с присыпкой - для матовости, грязь, пыль.